Подобный вариант напрашивается сам собой, если нахлыстовый шнур должен располагаться на всю ширину реки вплоть до другого берега. Или, что чаще всего практикуется при ловле взабродку, если мы с середины реки облавливаем зону правого или левого берега. При этом особенно много хлопот доставляет течение, потому что сразу после того, как шнур положен, его часть между мушкой и тюльпаном начинает натягиваться и происходит то, чего мы опасались,— образование борозды. Делаем логический вывод: надо с самого начала заботиться о достаточном ослаблении натяжения шнура. Для этого нам необходим определенный запас шнура между мушкой и концом удилища. Его должно быть столько, чтобы мы могли, прежде всего при ловле хариуса, обнаружеяной рыбе преподнести нашу мушку на достаточно длинном участке, т. е. чтобы она без борозды сносилась течением до того места, где ее с наибольшей вероятностью возьмет рыба. Этот запас надо всегда опускать на воду против течения, следовательно, выше воображаемой прямой между концом удилища и мушкой.
В этом случае рекомендуют, в частности, дуговой заброс. Действительно, в нем что-то есть, однако не все. Так, например, сильный боковой ветер может
снова распрямить дугу шнура. Мы же ловим рыбу, если вы придерживались моего совета, коротким удилищем, которое, разумеется, не может иметь одни лишь преимущества. А его недостаток состоит в том (и его вполне можно снова назвать), что им практически невозможно выполнить пусть и напрашивающийся, но на практике мало применяемый кольцевой заброс на дальнее расстояние.
Значит, дуговой заброс нам не слишком поможет. Л дополнительная корректировка положения шнура на воде? Давайте разберемся. Обычно мы ловим в водоемах, где рыба после окончания запрета на лов за несколько дней или недель быстро начинает понимать, что такое искусственные приманки, или просто освежает в памяти события прошедших лет. Поэтому мы должны сделать так, чтобы шнур, подлесок и сухая мушка как можно естественнее, не вызывая подозрений, плыли к той критически воспринимающей мир паре глаз, которые чутко регистрируют каждое движение шнура, каждую корректировку. Приобретенный за долгое время опыт подтверждает, что последующее исправление положения шнура и возникающие из-за этого волны значительно снижают шансы на поклевку.
Итак, будем придерживаться метода, гарантирующего безукоризненное" движение по течению шнура, подлеска и мушки. Вас удивит, насколько это легко сделать.
Допустим, течение направлено в левую от нас сторону. Прежде всего мы поднимаем в воздух часть шпура соответствующей длины. Затем выстреливаем. В то время как
мушка несется к цели, наша забрасывающая, рука удилищем описывает широкую дугу вправо. Не бойтесь, что мушка при этом отклонится от своей траектории. Как только шнур и мушка лягут на воду, мы приводим наше удилище в исходную позицию, чтобы его конец указывал в направлении мушки. Теперь нашу приманку течение будет сносить к цели без борозды. Это обеспечит запас шнура, опущенный против течения и поглощающий напор воды на шнур.
Конечно, рисунки многое преувеличивают и не могут передать все так, как есть на самом деле. Например, не нужно держать удилище так далеко и под прямым углом к телу. В конечном счете рыболов приобретает навык преподносить мушку в самый раз, так, как надо. При забросе на дальние расстояния следует забрасывать мушку не прямо поперек течения, а немного выше. Если мы переберемся на другую сторону реки, где течение по отношению к нам будет идти слева направо, то мы просто-напросто переведем наше удилище в левое положение.