Ханское кладбище в Бахчисарайском дворце • Крым


В любом государстве пантеоны правителей прошлых веков числятся среди наиболее почитаемых исторических святынь. Достаточно вспомнить королевские усыпальницы в Лондоне и Мадриде, могилы императоров в Петербурге либо султанские мавзолеи в Стамбуле. Памятники такого рода имеются и в Бахчисарае. Это Ханское кладбище Бахчисарайского дворца, а также два мавзолея в исторических районах Бахчисарая Салачик и Эски-Юрт, служившие местами захоронения представителей рода Гераев - ханской династии Крыма.

Эти объекты культурного наследия несут особую мемориальную значимость как усыпальницы крымскотатарских монархов, а сверх того, являются исключительно редкостными для Украины и всей Европы мусульманскими династическими некрополями.

Вместе с тем приходится признать, что степень изученности ханских кладбищ Бахчисарая не адекватна их исторической значимости. На данный момент не существует не только фундаментальных исследований по архитектуре, орнаментике и эпиграфике здешних памятников, но даже их элементарного каталога. Говоря об отсутствии научных разработок по данной теме, необходимо всё же отметить, что один из её аспектов был освещен, причем в достаточной полноте. Речь идет об исследованиях А. Негри, Ф. Домбровского и А. Борзенко 1839-1849 гг. Сводным результатом их работы стал труд «Бахчесарайские арабские и турецкие надписи», вышедший в 1850 г. В этом своде монументальной эпиграфики бахчисарайских памятников большая часть отведена эпитафиям Ханского кладбища. Публикация приводит арабские и тюркские оригиналы текстов, сопровожденные параллельными русскими переводами. Современные специалисты отмечают, что эти переводы, равно как и передача оригинальных текстов, устарели и требуют серьезной корректировки - тем не менее, помещенный в публикации список надгробий с надписями по состоянию на середину XIX в. является материалом, ценность которого трудно преувеличить. Отдельные положения этой публикации были в 1887 г. прокомментированы В. Смирновым.

Что касается ханских мавзолеев Салачика и Эски-Юрта, то историография их исследований ограничивается лишь несколькими краткими публикациями описательного характера 1920-х гг. Очевидно, это была подготовка к более масштабному изучению памятников, поскольку тогда же были составлены планы построек, предусматривались и раскопки. Однако процесс был прерван репрессиями советского режима против занятых в этих исследованиях специалистов, и с тех пор более не возобновлялся.

Аспекты музеефикации ханских некрополей. Готовя исторические объекты к музейному использованию, специалист должен проанализировать, в чём заключаются особенности их экскурсионной интерпретации, что в ней требует особого внимания и, наконец, каков будет конечный результат работы самого исследователя и его коллег. Если мемориальная значимость ханских усыпальниц в Салачике и Эски-Юрте пока остается совершенно нераскрытой для посетителя исторических памятников Бахчисарая (что, впрочем, неудивительно: эти малоизвестные мавзолеи никогда не входили в круг экскурсионного показа и на протяжении 80 лет не числились среди объектов научного исследования), то ситуация с дворцовым кладбищем отличается большей противоречивостью.

С одной стороны, Ханское кладбище прочно вошло в позднейшую культурную традицию, став неотъемлемым компонентом «поэтического ландшафта Бахчисарая». Будучи описано в произведениях Пушкина, Мицкевича и других литераторов, будучи изображено в десятках живописных и графических работ разных периодов, кладбище является достаточно известным и популярным объектом. Это легко объясняется тем, что Ханское кладбище (наряду с «Фонтаном слёз», Гаремом и мавзолеем Диляры-бикеч) входит в число натурных декораций знаменитой бахчисарайской легенды о безвременно почившей красавице и влюбленном хане, представленной в различных вариантах как в искусстве, так и вообще в круге популярных представлений, связанных с Бахчисараем.

В то же самое время кладбище остается совершенно «анонимным» в том смысле, что имена захороненных на нём лиц преданы забвению, и сегодняшняя экскурсионная подача этого объекта практически никак не связана с раскрытием исторических образов покоящихся здесь персон. (Как наглядный пример обратной традиции приведем, например, петербургский Петропавловский собор, чья репрезентация как музейного объекта в существенной степени заключается в его представлении как усыпальницы Петра I и прочих монархов, с обязательным показом соответствующих памятников). Единственным исключением из правила является надгробие Кырыма Герая, ставшего прообразом героя упомянутой легенды. Его памятник демонстрируется - причем с полным на то основанием - как типичный пример ханского памятника. Из всей сотни с лишним кладбищенских надгробий только он один обозначается «по имени», оставаясь единственным памятником, чье «имя» открыто как посетителю, так, чаще всего, и экскурсоводу (чему виной, конечно, не экскурсоводы, а историки, лишь сегодня представившие внятную карту кладбища с указанием имен погребенных).

В свете «гуманизации» экскурсионной интерпретации Ханского дворца (под которой мы подразумеваем увеличение доли сведений о представителях ханского рода, их деяниях и быте) следует дополнить экскурсионный рассказ о Ханском кладбище упоминаниями о наиболее ярких исторических личностях, покоящихся здесь, краткими сведениями о социальном составе погребенных и т.д. Что же касается мавзолеев Салачика и Эски-Юрта - то первые шаги к их музеефикации предпринимаются лишь сегодня, и принципы их популярной репрезентации закладываются именно сейчас. Необходимо, чтобы экскурсионная подача этих памятников изначально включала в качестве важнейшего компонента представление о деятелях, с именами которых памятники связаны. Мы рассматриваем свою работу по каталогизации надгробий Ханского кладбища и составлению общего обзора династических некрополей Бахчисарая как этап их подготовки к надлежащему музейному использованию. Эта подготовка продолжится в комплексной реставрации памятников (отчасти уже проведенной на некоторых объектах), благоустройстве прилегающей территории, реконструкции интерьеров мавзолеев и, наконец, разработке новых экскурсионных маршрутов.

Показ мавзолеев в Салачике и Эски-Юрте должен стать частью обзора тех новых музейных структур, которые Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник в перспективе планирует создать в этих исторических районах города.

Что же касается некрополя в Ханском дворце, то здесь предстоит составить особую тематическую экскурсию, которая не может оставить вне своего внимания, помимо кладбища, и Большую Ханскую мечеть с существовавшим при ней некогда медресе как составляющие целостного мусульманского культового комплекса в Бахчисарайском Ханском дворце.

Больше о ханском кладбище в Бахчисарайском дворце вы прочитаете на страницах сайта Mezhvodnoe.info.

По материалам сайта Mezhvodnoe.info - экскурсия в Бахчисарай.

Комментировать
Комментировать
Надоела реклама?
Поддержите DIRTY — активируйте Ваш золотой аккаунт!