Ян Роуз по прозвищу «Катушечный Доктор» претендует на то, что у него самая большая в Англии личная мастерская по ремонту катушек. Мы посетили его, чтобы узнать секреты успеха.
Короткая пауза на размышление, 1-2 поворота ручки отвертки, и моя Shimano GTM 3000 была разобрана до последнего винтика!
Ян Роуз, прозванный своими многочисленными клиентами «Катушечный доктор», улыбнулся, найдя причину поломки моей катушки. Две новых детали и через 10 минут моя катушка возвращается ко мне такой же бесшумной, как это было когда-то, когда я вынул её из фирменной коробки Shimano.
Да, я забыл сказать, что с моей катушкой на самом деле ничего не случилось. Случилось это со мной, когда я в дальней дороге прилег поспать на травку и, подложил рюкзак под голову. Спросонья, вставая, я наступил на свою катушку.
Как ни странно, но храповик не выдержал моего веса - что-то хрустнуло. Около часа я рыбачил со сломанной катушкой, а потом бросил это дело и пошел к «катушечному доктору».
Честно говоря, я сам попытался починить свою катушку. Убил несколько часов на то, на что доктору Роузу понадобилось всего несколько минут, причем с высшим качеством! И меньше, чем за десятку (фунтов) я получил свою катушку собранной и заново смазанной.
Пока Ян занимался моей катушкой, я расспрашивал о его бизнесе. Не отрывая глаз от работы, Ян отвечал…
КОРР: Как Вы получили прозвище «Катушечный доктор»?
ЯН: Несколько лет назад я был на ярмарке. Там меня пригласили поработать в мастерскую по ремонту катушек. Организаторы написали на вывеске, что «Катушечный Доктор» вылечит вашу катушку, и не понадобятся новые детали.
С этой ярмарки я вернулся с двумя сумками, набитыми сломанными катушками и с кучей заказов от людей, с которыми и сейчас поддерживаю тесный контакт. Имя прилипло, и даже на конвертах пишут адрес Катушечному Доктору. Почтальон в шутку называет мою жену медсестрой.
КОРР: Вас знают как крупнейшего в Англии частного мастера по катушкам. Сколько катушек Вы ремонтируете?
ЯН: В среднем 60-80 штук в неделю. Вы можете видеть на полках катушки, ожидающие ремонта, от десятка различных производителей. Здесь есть и простейшие жесткие катушки и 6-скоростные высокотехнологичные изделия, детали к которым очень трудно достать. С одной такой катушкой можно провозиться столько же, сколько с 30 простыми устройствами.
КОРР: Сколько запасных деталей у Вас на складе?
ЯН: Последний переучёт дал цифру более 150000 отдельных деталей от 25 различных производителей, среди которых и Intrepid, Zebco, старинные Winfield Woolworth и Gilfin, и самые современные Shimano, Penn и другие.
КОРР: Сколько лет Вы занимаетесь ремонтом катушек?
ЯН: С 1975 года.
КОРР: Как Вы обучились ремонту катушек?
ЯН: Хороший вопрос. Когда я был в армии, служить мне довелось на Дальнем Востоке. Там множество фирм занимающихся товарами для ловли рыбы, и каждая норовила меня завлечь к себе. Там я и получил первые навыки ремонта, что позволило мне начать свое дело после демобилизации.
КОРР: Как Вы осваиваете новейшие модели катушек?
ЯН: В техническом отношении современные катушки совершенны, однако в них часто используются материалы, которые не отвечают техническим требованиям.
Иногда мне кажется, что развитие катушек достигло своего пика. Но потом оказывается, что нового в новой катушке не так уж и много. Современные катушки, в основном, тешатся уловками дизайнеров. Правда, что мы - старомодные люди, а потому предпочитаем старомодные вещи. Её берешь в руки, и в памяти возникают удачные рыбалки, большие рыбы и пр. У меня самого старая катушка ABU 7000 и я ни на что её не променяю.
КОРР: Беретесь ли Вы за ремонт катушек для ловли с судна?
ЯН: А почему бы и нет? Я берусь за ремонт любой катушки, используемой в Англии за последние 25-30 лет, и имею все необходимые запчасти.
Мы отходим от старомодных катушек к современным устройствам рычажного типа, которые сейчас уже стали стандартными. Это прекрасное нововведение! Его достоинство в том, что удильщик получает полный и постоянный контроль над состоянием снасти, пока катушка в руках.
Как человек, занимающийся ремонтом катушек, я мог бы сказать, что за внешней исключительной сложностью и многокомпонентностью этих катушек скрываются один рычаг и прижимная пластина.
КОРР: Я знаю, что некоторое время Вы работали у Tatler. Беретесь ли за ремонт их катушек?
ЯН: Да, я много получил у Tatler. Если обойти их фабрику и проследить путь, который проходит каждая катушка до момента своей сборки, то можно понять, почему каждый работник здесь гордится своим вкладом в создание вещи, которая прослужит годы.
Tatler на голову выше компаний своего поколения. Рыбак может пойти и купить Tatler, который был в своё время самым маленьким, и спустя годы всё, что ему потребуется для усовершенствования конструкции – сменить шпульку и подшипники, а щеки и редуктор останутся прежними.
Возьмите детали большего размера и Вы получите ту же, но увеличенную катушку от Tatler. Это прекрасно, исключительно и замечательно!
КОРР: Что Вы можете сказать о современных катушках с фиксированной шпулькой, которую простые люди, вроде меня, используют для ловли барабульки или с поплавком?
ЯН: Это нормальная катушка для среднего рыболова. Но нормальное не значит хорошее, на рынке много пространства для изобретения более совершенных изделий. Поэтому появляются катушки из углепластика, с винтами из нержавеющей стали и тому подобным, которые любой покупатель может брать не задумываясь. Новые катушки не покрыты слоем талька, как это было когда-то со старыми катушками от Intrepid или Mitchell. Многие нововведения просто превосходны: удлинённый срок службы пружин, бесшумный храповик противовращения, один рычаг управления и тому подобное. Все что нужно рыболову.
КОРР: Что же должен делать владелец катушки, чтобы она прослужила ему достаточно долго?
ЯН: Нужно промыть её теплой водой, просушить ночью на радиаторе или при помощи тепловентилятора, опрыскать средством WD40 и вытереть налет.
Взгляните на это собрание шпулек и катушек, все они имеют проблемы с устройством намотки. Только у одной катушки устройство намотки было сломано, а у всех других устройство намотки было в запущенном состоянии. Моментальная обработка с WD40 сохранит кучу времени и денег владельцам этих катушек.
То же самое происходит с катушками для морской рыбалки: основные проблемы возникают от небрежного обращения с технически сложными устройствами, а не из-за загрязнения. Просто промыть катушку теплой водой с помощью зубной щётки, не погружая в воду, чтобы удалить соль и масла. После протирки насухо, опрыскайте механизм средством WD40 и, ещё долгие годы катушке не потребуется ремонт.
КОРР: Как специалист по ремонту катушек, можете Вы дать совет «на миллион долларов»? Если бы Вы решили купить новую катушку, что бы Вы выбрали?
ЯН: Мой честный ответ будет – Shimano TLD5 или TLD10, маленькая многоскоростная катушка для ужения с лодки, которую сейчас уже не выпускают. Нынешняя модель Charter Special очень похожа на ту, старую катушку с рычагом, но хотелось бы снова встретить модель TLD 5 или TLD 10.
Как альтернативу, я порекомендовал бы Abu 6500 или 7000. Это очень популярные и простые катушки, которые прослужат годами. Для ловли крупной рыбы с морских судов рекомендую 2 модели – большие катушки Shimano TLD или Penn 4/0 или 6/0. Новейшая Penn 345 – тоже прекрасное изделие.
Я берусь ремонтировать любые катушки, и то, что утром было старым и сломанным, вечером заживёт новой жизнью!