Северные лососи.


 

Наша страна богата рыбными водоемами. Особенно ценные породы рыб водятся в водоемах северных областей. Здесь встречаются проходные лососи и кумжа — таймень, а также местные рыбы: озерная и ручьевая форель, хариус, многие виды сигов. Для рыболовов-спортсменов наибольший интерес представляют лососи и форели, которые ловятся на спортивные снасти. Эти рыбы охотно хватают блесны и другие искусственные приманки, но отличаются большим упорством при вываживании их после поимки на удочку. Лосось-ceмга по длине достигает 1,5 метров, а по весу — 40 килограммов. Нерестует он с конца августа до октября, на участках с быстрым течением и грунтом из гравия и мелкого галечника. На Кольском полуострове, в реки Колу, Тулому и Ниву семга входит весной — в середине мая, летом — в середине июня и в августе. В Неву, Лугу, Нарову и другие более мелкие реки, впадающие в Финский залив, лосось входит с 10—12 июля до конца месяца, а затем с середины августа до середины сентября. Одновременно с лососем во все эти реки входит морская форель — кумжа-таймень, достигающая в длину 70 см, а по весу — 5 кг и больше. В Ладожском и Онежском озерах водятся и местные, озерные лососи и форели. Они не так крупны: средний вес их— 3—4 кг. Для икрометания ладожские лососи идут в реки, главным образом, в Свирь, Вуоксу, частью в Водлицу, Сясь и др. Ход их начинается с июня. Сначала идут крупные самки, затем самцы, а в августе — молодые самцы, “синюшки”.

Поднимаясь в реки, лососи преодолевают иногда очень высокие пороги и быстрые течения, заходят в самые мелкие речки, где на галечно-песчаном дне откладывают икру. Процесс икрометания протекает в исключительно трудных условиях. При входе в реки лососи не питаются, поэтому к местам нерестилища приходят иногда в крайне истощенном виде. У самца нижняя губа вытягивается и образует крюк, который загибается за верхнюю губу. Бока его покрываются бледнорозовыми пятнами и болячками, так как, прыгая через пороги, он нередко ранит себя о камни. Мясо теряет свой розовый цвет, становится бледным и даже малосъедобным. На месте нерестилища, иногда на глубине всего полметра, лосось-самец роет носом борозду, в которую самка откладывает до 8000 икринок, а самец поливает ее молоками. После икрометания рыбы зарывают икру мелкой галькой. Отнерестившиеся рыбы скатываются обратно в море. Самцы же, избитые и израненные, зачастую погибают от ран и истощения и обратно в море не возвращаются.


Весной из отложенной икры выходят мальки, которые первые два года жизни проводят в реке, а затем скатываются в море или озеро. Лососей ловят разными способами: спиннингом, нахлыстом, на дорожку и на пульку-зеркальце.
В реке Неве лучшие места для ловли — от Петрокрепости (б. Шлиссельбург) до Ивановских порогов. Лососи здесь держатся в так называемых лудах, подводных каменных грядах, на глубине до 6 м. Ловят их только с лодок. Так как Нева у берегов мелкая, рыбы поднимаются вверх по течению фарватером или задерживаются для отдыха в глубоких местах, между валунами. Забросы блесны с берега не достигают цели.


Лососи в Неве ловятся с июля до ледостава. Наиболее добычлива ловля на пульку-зеркальце. Этим способом вылавливают здесь крупных лохов—до 15—20 кг. Реже пользуются спиннингом, так как этот способ требует мощного лососевого нахлыстового удилища, добротной лесы, катушки и специально лососевых искусственных мушек, которые в продаже не встречаются.
В Петрокрепости имеется база и лодки Ленинградского общества охотников. Поезд из Ленинграда до Петрокрепости идет два часа.


На реки Нарову, Лугу и Свирь ленинградские спортсмены ездят редко, ввиду дальности расстояния их от Ленинграда. Между тем ловля лососей, например, в р. Нарове в районе г. Нарва дает хорошие результаты. На спиннинг с берега берут весьма крупных лососей, входящих в Нарову из Финского залива. Ленинградские спортсмены ловят, главным образом, озерных лососей в реках Вуоксе и Тайполен-Иоки (продолжение Вуоксы), впадающих в Ладожское озеро. Эти реки наиболее доступны для посещения, так как находятся недалеко от железнодорожных станции. В Вуоксе лососей ловят с весны до июля и осенью, с половины августа до ледостава.


В 1946 г. последние лососи в Вуоксе были пойманы в первой половине декабря, когда реки и озера были давно покрыты льдом и только между порогами оставался незамерзающий плес, в котором можно было ловить лососей на пульку и спиннингом. Вооружены ленинградские спиннингисты весьма разнообразно. Встречаются у них спиннинги заграничных фирм, но больше всего в ходу снасти отечественного производства: удилища из клееного бамбука, катушки штампованные, размером в 11—12 см, работы местных мастеров и организаций. Шнуры применяются шелковые и жилковые, так называемые “сатурн”, толщиною от 0,5 до № 0,8, длиною в 100 м. Жилковые лесы легко скользят через кольца, не намокают в воде, не мшатся и отличаются большой грузоподъемностью. Остальная оснастка спиннинга: грузы Фильда и “стандарт”, поводки стальные крупные, длиною от 65 до 80 см и более. Блесны, служащие обычной приманкой для лососей, встречаются разных типов: вертящиеся и колеблющиеся. Больше всего ловят на “Байкал”, “Кемь”, “Норич” и т. п. вертящиеся и ложкообразные блесны. Кстати отметим, что лосось не особенно разборчив на приманки, лишь бы она блестела и была ярких цветов. Девоны и разные искусственные рыбки и орено применяются для ловли лосося редко, так как выделка этих приманок в домашних условиях не всегда возможна. В магазинах же они почти не встречаются в продаже. Лучшее время для ловли озерных лососей — с половины августа. Густыми массами они поднимаются вверх по реке и, пройдя пороги, - останавливаются для отдыха на спокойном плесе. Здесь, между порогами, и ловят их спиннингом, пулькой и на дорожку.


На реке Тайполен-Йоки удобно ловить спиннингом с крутого берега, свободного от кустов и деревьев. Забросы блесны приходится делать на большие расстояния, так как лососи обычно держатся на середине реки, хотя наблюдаются поклевки и около берега. Лосось берет приманку чаще всего со дна и вообще в нижних слоях воды. Поэтому блесну рекомендуется вести около дна с риском зацепить ее за камни и оборвать лесу. Рыболову приходится мириться с потерей 10—15 блесен за день ловли. Осенью, когда отнерестившиеся лохи скопляются массами на фарватере, их довольно часто цепляют якорьками за плавники, за брюхо и за хвост. Зацепленные за верхний плавник рыбы долго сопротивляются, бороздя плес по всем направлениям. Самое трудное в ловле лосося — это вываживание его после хватки блесны. Крупные рыбы долго не сдаются, отчаянно носятся по плесу, иногда уходят на пороги, и тогда борьба с ними становится еще более трудной. В этих случаях чаще всего лосось обрывает лесу и уходит с блесной в зубах. Озерные лососи крупнее 12—13 кг ловятся редко. Обычно попадают рыбы среднего веса — 6—8 кг и форели —4—6 кг. На берегу реки Тайполен-Иорки имеется база Ленинградского общества охотников. Здесь рыболовы получают приют и ночлег.


Расстояние от станции Раута, Кексгольмской линии, до базы — 16 км. Второе место ловли, куда ездят ленинградские спиннингисты — ст. Киви-Ниеми, на 25 км дальше Рауты (102 км от Ленинграда). Здесь Вуокса вытекает из озера Витра и по узкому протоку стремительно несется в озеро Суванта, из которого затем вытекает уже под названием Тайполен-Иоки. В начале протока Вуокса проходит под шоссейным, а при выходе в оз. Суванта — под железнодорожным полотном. Ловить здесь можно лишь с берега между мостами, так как ловля с моста не разрешается. Некоторые спиннингисты берут на базе Ленинградского общества охотников лодку и устанавливают ее в озере на расстоянии 150—200 м от шоссейного моста, на более спокойном течении. Лососи, пройдя проток, выходят в озеро и некоторое время здесь отдыхают. База общества охотников расположена на озере, в двух километрах от шоссейного моста. Кроме лососей и озерных форелей, в Вуоксе и Тайполен-Иоки ловятся спиннингом также жерехи, голавли, судаки, щуки и язи. Любители ловли нахлыстом редко посещают наши лососевые реки. В Вуоксе иногда ловят на кузнечика язей и голавлей на обычные удочки с поплавком и без поплавка. Ловля лососей в других, более мелких реках, впадающих в Финский залив и Ладожское озеро, носит случайный характер. Поохотиться за лососями в реке Вуоксе приезжают спиннингисты из Москвы и других центральных областей СССР.


В Ленинградской области протекают реки, населенные форелями разных видов и величины. В р. Ижоре, протекающей от Ленинграда в 37 км, водится знаменитая гатчинская форель, весящая 5—6 кг, и более. Эта рыба морского происхождения, еще в древние времена она вошла в Ижору из Невы и приспособилась к местным условиям. Уйти обратно в Неву и море она уже не может, так как в г. Колпино на Ижоре еще Петром Первым построена заводская плотина, которая препятствует проходу рыбы в пруд и обратно. Кроме гатчинской, в Ижоре водится местная, ручьевая форель весом до 2 кг. В апреле 1941 г. мною было выпущено в Ижору 10000 мальков форели-палии, купленных в Ропшинском рыбоводном хозяйстве Ленинградским областным Управлением охотничьего хозяйства. Форели держатся в Ижоре от истоков до деревни Кобралово. Другая, более значительная река Оредеж, протекающая по Гатчинскому и Оредежскому районам, населена форелями в верхней своей части. Наиболее крупные форели водятся в б. Чикинском пруду, где они раньше были разведены искусственно.


В Волосовском районе, в речках, впадающих в Лугу, — Хемка, Зруда, Лемовжа — и других, еще более мелких водятся местные форели и хариусы. В Ораниенбаумском и Кингисеппском районах также известны реки, в которых имеются форели: Воронка, Коваш, Систа, Сума, Черная и другие, впадающие в Финский залив. На Карельском перешейке форель попадается в речках, впадающих в Финский залив и в Ладожское озеро: Сестра, Черная, Ино, Вийс-Иоки, и в ряде мелких речушек и ручьев.
Летом 1946 года мною, с участием членов рыболовно-спортивной секции Ленинградского общества охотников, проведено обследование ряда безымянных речушек на Карельском перешейке, в которых найдена ручьевая форель. На одной речке были найдены остатки форелевого хозяйства — хорошо устроенный пруд, разрушенный во время войны с финнами. В речке было выловлено несколько сот форелей на червя. В большинство этих мелких речушек, несмотря на их незначительную —2—3 м —ширину, входят для икрометания морские и озерные лососи и кумжи. Местное население вылавливает зашедших рыб всеми способами — сачками, мережками, острогами и просто руками. Нужно отметить, что форель вылавливается в этих речках в течение круглого года. Речки никем не охраняются и облавливаются самыми хищническими способами. Если к охране этой ценной рыбы, не будут приняты меры, то она очень скоро совершенно исчезнет из этих речек. Некоторые крупные реки: Ижора, Оредеж, Сестра, Черная, Вийс-Иоки, Ино и Кемка, как наиболее близкие к Ленинграду, арендованы Ленинградским обществом охотников для спортивной ловли, но из них охраняются только Ижора, Оредеж и Вийс-Иоки. На остальных речках стражи нет. Форель водится исключительно в холодной и чистой воде, насыщенной кислородом. Она очень требовательна к качеству воды. Температуру выше 18°С форель переносит плохо. Питается она мелкими ракообразными, преимущественно бокоплавами, личинками стрекоз, жуков и т. д., а также воздушными насекомыми, попадающими в воду. Крупная форель питается мелкими рыбами. Уженье речных форелей среди ленинградских рыболовов распространено мало, несмотря на близость к Ленинграду некоторых форелевых рек. Объясняется это прежде всего тем, что уженье их сопряжено с большими трудностями, чем ловля прочих рыб. Форель держится в реках в укромных местах — в ямах, под порогами, в береговых вымоинах, далеко за прибрежными травами, в которых она любит скрываться. Она издалека видит рыболова, размахивающего на берегу удилищем, и уходит подальше от опасного места. Уженье форели нахлыстом требует хорошо приспособленной снасти и уменья владеть забросами мушки на приличное расстояние. Форель начинает брать на червя и мальков гальяна ранней весной, как только температура воздуха повысится до 3—5°. С появлением летних насекомых — веснянок, вислокрылок и поденок всех видов — переходят на ловлю нахлыстом на этих насекомых; применяются и искусственные мушки. Осенью, когда форель вымечет икру, она лучше идет на гольяна, но на красного земляного червя берет всё лето до ледостава безотказно. Снасть для ловли форели на червя и рыбку применяется самая простая: бамбуковое длинное удилище, волосяная или жилковая леса и крючок № 6—10 на жилковом поводке. Поплавок применяется редко. На лесу ставят лишь одну-две дробинки, когда приходится забрасывать червя или рыбку в глубокую ямку.


Для ловли нахлыстом применяются более совершенные снасти: типичные нахлыстовые удилища с катушкой разных сортов и величины. Уженье форелей в маленьких лесных и болотных речках, шириною в 2—3 м, затрудняется подходом к ним. Эти речки большею частью заросли по берегам кустарниками и деревьями, завалены коряжками и колодником, под берегами часто встречаются вымоины, в которых форели обычно скрываются от человека. Кроме того, окраска форелей всегда зависит от цвета воды и дна. Отличить форельку от черной коряги, под которой она стоит, чрезвычайно трудно. Когда, просунув конец удилища сквозь кусты, вы спустите червя в воду, — форель молниеносно вылетает из засады и схватывает соблазнительную приманку. Рыбе надо дать несколько секунд для заглатывания червя и затем уже ловко подсечь. Форель держит себя на крючке бойко, стрелою носится по яме, убегает под кусты и частенько сходит с крючка. В маленьких речках попадают некрупные форельки — до 500—700 г; иногда, в более глубоких ямах — до 1 кг. Лучшее время ловли этой необыкновенно живой и очень вкусной рыбы — вечер и раннее утро. Хариус живет в тех же реках, где водится форель. Эта ценная рыба не терпит загрязненной воды и скоро исчезает из водоемов, на берегу которых поселяется человек. Хариус водится в Неве, Воуксе и других крупных реках с чистой водой; встречается он в р. Оредеж, Кемке и других речках, впадающих в Лугу и Вуоксу; в реке Ижоре водится в верхнем и среднем ее течении, но после войны за последние два года не обнаружен на своих местах. Весной хариус из Невы входит в реки Тосну, Мгу и Мойку для икрометания. В Неве хариуса ловят от истоков до Ивановских порогов. Ловят с лодки нахлыстом на искусственную мушку. Местные рыболовы пользуются искусственными мушками свой работы, так называемыми “обшивками”, сделанными из беличьей шерсти и конского волоса. В небольших реках его ловят так же, как и форель: на земляного червя — весной и осенью и на насекомых - летом. Применяют те же удочки, что и для форели. Бесспорно интереснее уженье хариуса нахлыстом. Хариус обычно ловится на самые мелкие мушки, какие водятся на месте ловли. Он еще более осторожен и увертлив, чем форель. Очень немногие хариусы попадают на крючок рыболова. Большинство их срывается с крючка, обычно очень небольшого, так как хариус на крупные крючки редко попадает. Хариус нерестится весной — в апреле — мае. Крупные хариусы—до 1—2 кг—ловятся только в Неве и Вуоксе; в мелких речках попадают на крючок рыбы поменьше—до 500—700 г. Хариус, в противоположность форели, искусственно не разводится и из наших рек, которые загрязняются или берега которых оголяются, постепенно исчезает.


 
 
Комментировать
Комментировать
Надоела реклама?
Поддержите DIRTY — активируйте Ваш золотой аккаунт!